Принцип конфигурации физико-химических характеристик объекта
а) поменять агрегатное состояние объекта;
б) поменять концентрацию либо густоту;
в) поменять степень гибкости;
г) поменять температуру.
Пример 1. Взят на веб-сайте школа ТРИЗ
Авт. свид. СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — метод проведения массообменных действий в системе газ — вязкая жидкость, отличающийся тем, что с целью интенсификации процесса вязкую жидкость перед подачей в аппарат за ранее газируют.
Пример № 2 взят у Сергея Маркова
ИСТОЧНИК:
Лента новостей социальной сети «ВКонтакте»
СИТУАЦИЯ:
«В один прекрасный момент у миллионера спросили:
— В чем секрет Вашего фуррора?
— В терпении, мой друг, — дал ответ тот.
— Но я могу именовать массу областей, где это не сработает, — сделал возражение собеседник.
— к примеру? – поинтересовался миллионер.
— Ну, к примеру, носить воду в решете…»
Так можно ли отлично носить воду в решете, делая упор на терпение?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сплошное дно у решета обязано быть, чтоб носить в нем воду, и такового дна быть не обязано, так как оно дырчатое.
РЕШЕНИЕ:
«- Вы не правы, — сделал возражение миллионер. – Просто нужно взять решето и дождаться зимы…»
КОММЕНТАРИЙ:
Можно поспорить с тем, что 1-го терпения довольно, чтоб достигнуть денежной свободы, но пример с обледеневшим дном решета весьма назидателен в хоть какой ситуации, когда требуется показать достоинства изобретательского подхода к решению задач.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
пример № 3
ИСТОЧНИК:
Кинокомедия «Старики-разбойники» (СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — прямо обратным вопросцем: «Можно ли безнаказанно украсть статуи?» В общении со смотрительницей музея выяснилось, что ранее злодеям подфартило умыкнуть одну из скульптур, но на данный момент с сиим покончено навечно. Каким образом удалось стопроцентно исключить возможность хищения экспонатов?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Статуя обязана быть намертво соединена с мощным постаментом, чтоб злоумышленники ее не унесли, и не обязана быть намертво соединена с постаментом, чтоб ее можно было переместить по мере необходимости.
РЕШЕНИЕ:
По словам сотрудницы музея, статуэтки приморожены к постаменту… сжатым воздухом.
КОММЕНТАРИЙ:
По всей видимости, сотрудница музея не полностью соображала, о чем гласила. Приморозить статую к постаменту – это одно, а обеспечить ее соединение с постаментом с помощью сжатого воздуха (либо вакуума?) – нечто совершенно другое. Вроде бы то ни было, оба варианта достаточно неординарны и оригинальны. Вот лишь практическое внедрение этих способов представляется не очень комфортным в критериях музея.
К слову сказать, примораживание маленьких деталей к рабочей поверхности стола для их четкой обработки (к примеру, шлифовки) обширно применяется на практике. Есть также работоспособные идеи о извлечении с морских глубин затонувших предметов методом примораживания к ним троса сухим льдом либо водянистым азотом. Для подъема предметов с затонувших кораблей предлагалось употреблять также принцип деяния присоски. правда, речь тут идет не о сжатом воздухе, а, напротив, о разработке вакуума.
А вот отыскать достоверные сведения о использовании «присосок» либо примораживания скульптур в музеях создателю блога пока не удалось.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в музейном деле
пример № 4
ИСТОЧНИК:
Пантелеев А., «Две лягушки»
СИТУАЦИЯ:
Как-то забрались две лягушки в погреб, стали там играться и прыгать. Прыгали, прыгали и ненамеренно упали в горшок со сметаной. И стали тонуть. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были весьма высочайшие скользкие стены. И лягушкам оттуда никак не выкарабкаться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала незначительно, побарахталась и задумывается: «Все равно мне отсюда не выкарабкаться. Для чего же я буду зря барахтаться? Лишь страдать напрасно. Уж лучше я сходу утону». Помыслила она так, закончила барахтаться – и утонула.
А 2-ая лягушка – была не таковая. Та задумывается: «Нет, братцы, утопнуть я постоянно успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его понимает, быть может, у меня чего-нибудть и выйдет». Но лишь – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далековато не уплывешь. Горшок небольшой, стены скользкие – не вылезти лягушке из сметаны…
Как быть лягушке?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Дно обязано быть размещено высоко, чтоб лягушка могла выкарабкаться из горшка, и не обязано быть размещено высоко – по условию.
РЕШЕНИЕ:
«…И вот из крайних сил борется наша храбрая лягушка со собственной лягушачьей гибелью. Вот уж она и память стала терять. Вот уж захлебнулась. Вот уж ее ко дну тянет. А она и здесь не сдается. Знай для себя, лапками работает. Дрыгает лапками и задумывается: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья погибель…»
И вдруг – что такое? Вдруг ощущает наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то жесткое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Опешила лягушка, поглядела и лицезреет: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.
«Что такое?– задумывается лягушка. – Откуда взялось тут масло?»
Опешила она, а позже додумалась: ведь это она сама лапками своими из водянистой сметаны жесткое масло сбила.
«Ну вот,– задумывается лягушка, – означает, я отлично сделала, что сходу не утонула».
Помыслила она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к для себя домой, в лес.
А 2-ая лягушка осталась в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не лицезрела белоснежного света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала…»
КОММЕНТАРИЙ:
«Даже если тебя съели, у тебя постоянно есть два выхода» (с)
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям