Школа творчества. тридцать пятый приём ТРИЗ

Принцип конфигурации физико-химических характеристик объекта

а) поменять агрегатное состояние объекта; 
б) поменять концентрацию либо густоту; 
в) поменять степень гибкости; 
г) поменять температуру.

Пример 1. Взят на веб-сайте школа ТРИЗ

 Авт. свид. СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — метод проведения массообменных действий в системе газ — вязкая жидкость, отличающийся тем, что с целью интенсификации процесса вязкую жидкость перед подачей в аппарат за ранее газируют.

Пример № 2 взят у Сергея Маркова

 

ИСТОЧНИК:

Лента новостей социальной сети «ВКонтакте»

 

СИТУАЦИЯ:

«В один прекрасный момент у миллионера спросили: 

— В чем секрет Вашего фуррора?

— В терпении, мой друг, — дал ответ тот.

— Но я могу именовать массу областей, где это не сработает, — сделал возражение собеседник.

к примеру? – поинтересовался миллионер.

— Ну, к примеру, носить воду в решете…»

 

Так можно ли отлично носить воду в решете, делая упор на терпение?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Сплошное дно у решета обязано быть, чтоб носить в нем воду, и такового дна быть не обязано, так как оно дырчатое.

 

РЕШЕНИЕ:

«- Вы не правы, — сделал возражение миллионер. – Просто нужно взять решето и дождаться зимы…»

КОММЕНТАРИЙ:

Можно поспорить с тем, что 1-го терпения довольно, чтоб достигнуть денежной свободы, но пример с обледеневшим дном решета весьма назидателен в хоть какой ситуации, когда требуется показать достоинства изобретательского подхода к решению задач.

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в быту

пример № 3 

 

 

ИСТОЧНИК:

Кинокомедия «Старики-разбойники» (СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — прямо обратным вопросцем: «Можно ли безнаказанно украсть статуи?» В общении со смотрительницей музея выяснилось, что ранее злодеям подфартило умыкнуть одну из скульптур, но на данный момент с сиим покончено навечно. Каким образом удалось стопроцентно исключить возможность хищения экспонатов?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Статуя обязана быть намертво соединена с мощным постаментом, чтоб злоумышленники ее не унесли, и не обязана быть намертво соединена с постаментом, чтоб ее можно было переместить по мере необходимости.

 

РЕШЕНИЕ:

По словам сотрудницы музея, статуэтки приморожены к постаменту… сжатым воздухом.

КОММЕНТАРИЙ:

По всей видимости, сотрудница музея не полностью соображала, о чем гласила. Приморозить статую к постаменту – это одно, а обеспечить ее соединение с постаментом с помощью сжатого воздуха (либо вакуума?) – нечто совершенно другое. Вроде бы то ни было, оба варианта достаточно неординарны и оригинальны. Вот лишь практическое внедрение этих способов представляется не очень комфортным в критериях музея.

 

К слову сказать, примораживание маленьких деталей к рабочей поверхности стола для их четкой обработки (к примеру, шлифовки) обширно применяется на практике. Есть также работоспособные идеи о извлечении с морских глубин затонувших предметов методом примораживания к ним троса сухим льдом либо водянистым азотом. Для подъема предметов с затонувших кораблей предлагалось употреблять также принцип деяния присоски. правда, речь тут идет не о сжатом воздухе, а, напротив, о разработке вакуума.

 

А вот отыскать достоверные сведения о использовании «присосок» либо примораживания скульптур в музеях создателю блога пока не удалось.

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в музейном деле

пример № 4

 

ИСТОЧНИК:

Пантелеев А., «Две лягушки»

 

СИТУАЦИЯ:

Как-то забрались две лягушки в погреб, стали там играться и прыгать. Прыгали, прыгали и ненамеренно упали в горшок со сметаной. И стали тонуть. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были весьма высочайшие скользкие стены. И лягушкам оттуда никак не выкарабкаться.

 

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала незначительно, побарахталась и задумывается: «Все равно мне отсюда не выкарабкаться. Для чего же я буду зря барахтаться? Лишь страдать напрасно. Уж лучше я сходу утону». Помыслила она так, закончила барахтаться – и утонула.

 

А 2-ая лягушка – была не таковая. Та задумывается: «Нет, братцы, утопнуть я постоянно успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его понимает, быть может, у меня чего-нибудть и выйдет». Но лишь – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далековато не уплывешь. Горшок небольшой, стены скользкие – не вылезти лягушке из сметаны…

 

Как быть лягушке?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Дно обязано быть размещено высоко, чтоб лягушка могла выкарабкаться из горшка, и не обязано  быть размещено высоко – по условию.

 

РЕШЕНИЕ:

«…И вот из крайних сил борется наша храбрая лягушка со собственной лягушачьей гибелью. Вот уж она и память стала терять. Вот уж захлебнулась. Вот уж ее ко дну тянет. А она и здесь не сдается. Знай для себя, лапками работает. Дрыгает лапками и задумывается: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья погибель…»

 

И вдруг – что такое? Вдруг ощущает наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то жесткое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Опешила лягушка, поглядела и лицезреет: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

 

«Что такое?– задумывается лягушка. – Откуда взялось тут масло?»

 

Опешила она, а позже додумалась: ведь это она сама лапками своими из водянистой сметаны жесткое масло сбила.

 

«Ну вот,– задумывается лягушка, – означает, я отлично сделала, что сходу не утонула».

 

Помыслила она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к для себя домой, в лес.

 

А 2-ая лягушка осталась в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не лицезрела белоснежного света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала…»

КОММЕНТАРИЙ:

«Даже если тебя съели, у тебя постоянно есть два выхода» (с)

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ – детям

 

Источник