Чужой ум

— Тоскуешь, милок… — Лукерья вздохнула. — Тута с собакой поживешь, и ту жаль, а человека?.. А ты, Егорушка, погуляй. Вон к учителю сходи. Он сурьезный. Маленько глупенький, правда.

— Почему же он глупенький? — рассмеялся Сомов.

— Вижу. Хоть и обучался, а собственного мозга нету. Собственный-то разум, Егорушка, он приметный. Он и по лицу след оставит. А который от книжек, так тот разум на языке. Сколь понимает, настолько скажет, боле и сказать нечего!

Совет обучающемуся ТРИЗ. Лукерья права. Можно прочитать массу книжек по ТРИЗ, отлично гласить, используя терминологию ТРИЗ, а собственного мозга не нажить. Как быть? Единственный метод: решать без помощи других как можно больше задач. Сопоставлять решения с патентным фондом (доступ в БД ФИПС волен). Практика изобретательства глубоко личное дело, она не зависит от остальных людей, не просит кабинета, средств, ресурсов (не считая временных)…

Конкретно по этому сейчас попытаемся закрепить материал усвоенный ранее и для вас будут предложены задачки для самостоятельного решения ,но ответы на их будут размещены позднее,что бы не соблазняться заглянуть в ответы.

 «Лев Толстой и запрещенный плод»

ИСТОЧНИК:

Личная картотека создателя блога Сергея Маркова

СИТУАЦИЯ:

9 сентября (28 августа) 1828 года родился Лев Николаевич Толстой. Почти все ли из вас осилили его роман «Война и мир»? Разумеется, далековато не все. А кто из читавших это произведение может вернуть в памяти последовательность и сущность обрисованных там событий?.. Как досадно бы это не звучало, в наш быстрый век Энтузиазм к толстым романам равномерно сходит на нет.

Современный школьник нацелен на схватывание сущности сообщений, изложенных в максимально короткой и емкой форме. Таковы индивидуальности информационного века с его службой маленьких сообщений (SMS) и малюсенькими статьями в микроблогах. Даже произведения классиков сегодняшние ученики предпочитают принимать в урезанном реферативном виде.

Как-то издавна создателю этих строк попалась на глаза история о учительнице, которая неудачно пробовала привлечь сына-школьника к чтению традиционной литературы. Тот никак не желал растрачивать время на Пушкина, Лермонтова, Чехова и Толстого. А школьная программка добивалась исследования «Войны и мира». Как вынудить школьника прочитать роман? И мудрейшая дама отыскала выход.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Школьник должен прочесть роман Толстого, чтоб освоить программку обучения, и не должен прочесть роман, так как считает это кислым и неинтересным занятием.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «напротив»

КОММЕНТАРИЙ:

Перепечатать весь роман Толстого – занятие не из легких, и очень действенным его не назовешь. Ну и избранный метод недозволено считать полностью «правильным», есть в нем что-то от коварного. Но из приведенного примера можно создать ряд нужных выводов.

Запрещенный плод сладок. Хочешь, чтоб человек что-то сделал наверное – воспрети ему это. Неявное следствие из этого правила: «Хочешь исключить ненужное

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

«Гвозди для диверсанта»

ИСТОЧНИК:

Х/ф «Брестская крепость» (Наша родина, Белоруссия, 2010)

СИТУАЦИЯ:

В одном из эпизодов кинофильма «Брестская крепость» диверсант, переодетый в форму командира Красноватой Армии, просачивается в осажденную крепость и приказывает командиру сражающегося с германцами батальона НКВД (Народный комиссариат внутренних дел СССР — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934—1946 годах, впоследствии преобразован в МВД СССР) прорваться из крепости в сторону укрепрайона. Озадаченный таковым напором лейтенант просит предъявить документы. Документы оказались в порядке, да лишь бдительный командир все равно до конца не верует подозрительному незнакомцу. Как наверное убедиться в том, что перед ним реальный командир Красноватой Армии, а не диверсант?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Отличительный признак у диверсанта должен быть, чтоб выявить неприятеля, и отличительного признака быть не обязано, так как диверсант подготовлен фашистами к внедрению на высочайшем уровне и во всем.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «напротив»

КОММЕНТАРИЙ:

Мы навряд ли когда-нибудь узнаем, имел ли пространство таковой вариант по сути, либо же это плод режиссерской фантазии. Но то, что интуиция, помноженная на находчивость, часто выручала российского бойца – это факт.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в военном деле

ТРИЗ в контрразведке

задачка на обнаружение

Мемориальный комплекс 

«Брестская крепость–герой»

«Покорители океанских глубин»

ИСТОЧНИК:

Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., Как стать гением. Актуальная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – С. 93.

СИТУАЦИЯ:

Швейцарский физик и изобретатель Огюст Пиккар был первым человеком, который поднялся выше всех в атмосфере и погрузился на самую огромную океанскую глубину. До него глубоководные погружения совершали на батисфере, которая представляла собой толстостенный железный шар, прикрепленный на тросе к надводному судну. В случае обрыва этого троса акванавт подвергался смертельной угрозы, ведь подняться на поверхность воды батисфера уже не могла.

Пиккар решил отрешиться от «пуповины» и создать вероятным самостоятельное перемещение глубоководного аппарата по вертикали как вниз, так и ввысь. Но тут возникло противоречие. Чтоб без помощи других выплыть, аппарат должен иметь тонкие стены и быть большим. Но чтоб на большенный глубине его не расплющило давлением воды, аппарат должен быть малогабаритным и иметь крепкие толстые стены. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Глубоководный аппарат должен быть огромным и тонкостенным, чтоб без помощи других выплыть, и аппарат должен быть небольшим и толстостенным, чтоб его не раздавило на большенный глубине.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

*Принцип дробления:

а) поделить объект на независящие части

*Принцип вынесения:

а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) либо, напротив, выделить единственно подходящую часть либо необходимое свойство

*Принцип местного свойства:

б) различные части объекта обязаны иметь различные функции

КОММЕНТАРИЙ:

Именитый спуск в Марианскую впадину изобретатель батискафа Огюст Пиккар не сумел совершить сам, так как ему было уже 76 лет. Это рекордное погружение в январе 1960 года выполнил на батискафе «Триест» его отпрыск Жак.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в морском деле

 «Шиворот-навыворот»

ИСТОЧНИК:

Альтов Г. И здесь возник изобретатель… – М.: Дет. лит., 2000. — С.36-37

СИТУАЦИЯ:

«…Завод получил заказ на изготовка огромных стеклянных фильтров в виде цилиндров поперечником 1 метр и высотой 2 метра. Вдоль фильтра должны были идти ровненькие сквозные отверстия. Поглядели инженеры на чертеж и ахнули: в любом фильтре необходимо создать тыщи тонких отверстий.

— Как созодать эти отверстия? – задал вопрос основной инженер. – Неуж-то сверлить?

— Может, раскалить длинноватую иглу?.. – неуверенно произнес юный инженер.

И здесь возник изобретатель.

— Не необходимо ни сверл, ни игл. Создадим все шиворот-навыворот. Возьмите…

Как вы думаете, что нужно взять?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Дырки в цилиндре должны быть, чтоб вышел фильтр, и дырок быть не обязано, поэтому что сделать их трудно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Прием «создать напротив»

Прием «дробление»

Прием «объединение»

КОММЕНТАРИЙ:

«…Можно взять не трубки, а стеклянные стержни; сложенные совместно, они тоже образуют цилиндр с отверстиями. Сожмите рукою десяток карандашей – вот и модель фильтра. Таковой фильтр не только лишь просто сделать – его можно стремительно разобрать и собрать…»

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ — детям

Источник