Школа творчества. Восемнадцатый приём ТРИЗ

Принцип перехода в другое измерение

Данный принцип имеет 5 вариантов:

а). Трудности связанные с движением (либо размещениемобъекта ) по полосы .

Устраняются ,если объект приобретает возможность передвигаться в 2-ух измерениях (т.е. на плоскости) Трудности связанные с движением либо размещением объекта на плоскости решаются при помощи перехода в место 3-х измерений т.е. при выходе в 3-х мерное место . размер в 4-х мерное место (расширяющийся размер).

б). Употреблять многоэтажную компоновку объектов,заместо одноэтажной.

в). Наклонить объект либо положить его «на бок» . 

г). Употреблять оборотную сторону данной площади. 

д). Употреблять оптические потоки падающие на соседнюю площадь(к примеру отражение в зеркале) либо оборотную сторону имеющейся площади.

К примеру нагрев объекта при помощи отражения солнечных лучей отражающихся от параболической зеркальной поверхности .

Примеры от Сергея Маркова.

ИСТОЧНИК:

Певзнер Л.Х., Рыбникова Т.А. Азбука изобретательства. — Екатеринбург, 1992. – С.134.*

*Орлов О. Глобус адмирала. – М.: Дет. лит., 1988.

 

СИТУАЦИЯ:

В 1944 году опосля удачной операции по захвату городка Петсамо нашей армии было надо переправить танки в Мурманск и далее по предназначению. А в распоряжении имелся только маленькой пароход «Диксон». Если танки загрузить на палубу и вынудить ими весь трюм, то тогда и войдет только половина. Как быть?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Доборная палуба обязана быть, чтоб все танки поместились на пароход, и доборной палубы быть не обязано, поэтому что выстроить её трудно.

 

РЕШЕНИЕ:

капитан «Диксона» Г.Беркуль принял последующее решение – грузить танки в трюм сколько влезет. Сверху на танки укладывать бревна, а потом 2-ой слой танков. И так грузить все боевые машинки. Таковым образом, за один рейс удалось вывезти четыре танковых полка (около 100 танков).

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип перехода в другое измерение

б) применять многоэтажную компоновку объектов заместо одноэтажной

 

КОММЕНТАРИЙ:

Как я узнал, Герман Васильевич Беркуль совершенно был весьма броской и яркой личностью. Вот несколько строк, характеризующих находчивого капитана: 

 

«За период работы в СГМП в должности капитана, — говорит характери-стика 1943 года, — т. Беркуль показал себя на техническом уровне грамотным судоводителем, энергичным мореплавателем, имеющим большенный практический опыт. Как капитан, т. Беркуль только дисциплинирован, аккуратненько и радиво делает все задания. В работе весьма требователен к для себя и подчиненным, любит дисциплину, в собственной работе умеет соединять дисциплинарные меры действия с проницательным, рачительным отношением к личному составу…»

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в военном деле

 

 

 

Еще один пример

ИСТОЧНИК:

Личная картотека создателя блога

 

СИТУАЦИЯ:

Старый учитель усердно готовился к завтрашнему занятию с учениками, когда к нему подошла пятилетняя внучка и стала уговаривать его почитать с ней книгу. Погруженный в глобальные раздумья о воспитании подрастающего поколения, дедушка попросил девченку не приставать к нему с схожими маленькими вопросцами. Но внучка не унималась. Тогда учитель предложил ей выполнить «маленькое» задание. 

 

Он вырвал из оказавшегося под рукою журнальчика карту мира, порвал лист на несколько частей и пообещал внучке обязательно почитать с ней книгу, но лишь опосля того как девченка сложит карту. Обрадованная девченка ушла в свою комнату ложить мозаику, а дед справедливо решил, что получил возможность еще несколько часов без помех заниматься своими делами.

 

Но не прошло и 10 минут, как внучка прибежала к нему, с гордостью неся впереди себя на сто процентов сложенную карту мира, клочки которой были скреплены скотчем. Изумленный преподаватель не мог и представить для себя, что таковая трудновыполнимая даже для взрослого человека задачка оказалась под силу ребенку, не умеющему толком читать. Как девченке удалось совладать с головоломкой?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

девченка обязана сложить карту из обрывков, так как уже показала дедушке свое умение, и не обязана сложить карту, поэтому что для нее эта задачка пока неосуществима.

 

РЕШЕНИЕ:

На вопросец, как ей это удалось, девченка бесхитростно ответила, что увидела на обороте разорванной на части странички лицо человека. Вернуть картину с таковым изображением для малыша не составило огромного труда. Опосля того как девченка сложила фрагменты людского лица, карта мира на обороте листа восстановилась сама собой. Сложнее всего было совладать со скотчем, который никак не желал слушаться…

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Мобилизация вещественно-полевых ресурсов

Принцип «напротив» 

Принцип перехода в другое измерение (применять оборотную сторону данной площади)

 

КОММЕНТАРИЙ:

В итоге все остались довольны. девченка – тем, что наконец прослушала обещанную книгу, прочитанную дедушкой. Дедушка – тем, что получил еду для размышления и приятный урок, который был ему преподан внучкой.

 

КАТЕГОРИЯ:

задачка на обнаружение

 

 

 

3-ий пример

ИСТОЧНИК:

И. Ильф, Е. Петров, «Золотой теленок»

 

СИТУАЦИЯ:

Величавый комбинатор Остап Бендер, волею судьбы занесенный в провинциальный город Арбатов, да к тому же без средств, решил поправить свое финансовое положение, распробовав свои силы в качестве отпрыска геройского лейтенанта Шмидта. Растроганный неожиданным посещением отпрыска известного героя председатель местного исполкома, до этого чем расстаться с казенными средствами, из вежливости осведомился о имени-отчестве гостя.

 

«… — Простите, как ваше имя?

— Николай… Николай Шмидт.

— А по батюшке?

«…- Ах, как нехорошо! — пошевелил мозгами гость, который и сам не знал имени собственного отца…»

 

Если брякнуть 1-ое пришедшее в голову имя, можно оказаться на грани провала – а вдруг это проверка со стороны хитроумного председателя? Как быть?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Остап Бендер должен сказать правду, чтоб не оказаться в глуповатом положении, и не должен сказать правду, так как имени лейтенанта Шмидта он не понимает.

 

РЕШЕНИЕ:

«…- Да-а, — протянул он [Бендер], уклоняясь от прямого ответа, — сейчас почти все не знают имен героев. Угар нэпа. Нет того интереса. Я фактически попал к для вас в город совсем случаем. Дорожная проблема. Остался без копейки…»

 

«…Председатель весьма обрадовался перемене разговора. Ему показалось зазорным, что он запамятовал имя очаковского героя…»

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «направить вред в пользу»

Принцип перехода в другое измерение

Психический эффект

 

КОММЕНТАРИЙ:

Величавый комбинатор пользовался психическим приемом: заместо того чтоб лихорадочно находить ответ, он уверенно, с позиции фаворита сделал типичный «переход в другое измерение», навесив на председателя чувство вины. Традиционный пример манипулятивного поведения, который не приветствуется при корректном равноправном общении.

 

Для справки:

Петр Петрович Шмидт (1867-1906) — революционный деятель, один из управляющих Севастопольского восстания 1905 года, известен также как лейтенант Шмидт.

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в психологии

 

 

 

Источник