Школа творчества. Двадцать третий приём ТРИЗ

Принцип «посредника»

Существует два вида данного принципа :

а) Употреблять промежный объектпереносящий либо передающий действие.

б)Временно присоединить к объекту легкоудаляемый объект , который удаляется опосля решения задачки.

Как постоянно примеры от Сергея Маркина:

ИСТОЧНИК:

Жюль Верн, «Загадочный полуостров», роман

Х/ф «Загадочный полуостров капитана Немо» (Испания, Франция, Италия, Камерун, 1973)

 

СИТУАЦИЯ:

В Карточке описан метод добывания огня, которым воспользовались первобытные люди. Но вот героям романа Жюля Верна «Загадочный полуостров» добыть огнь трением друг о друга кусков дерева не удалось, невзирая на все старания. Выйти из затруднительного положения посодействовали познания и находчивость инженера Сайреса Смита. Ах так обрисовывает это Ж. Верн:

 

«…Сайрес Смит показал устройство, сыгравший роль увеличительного стекла. Он просто-напросто пользовался 2-мя выпуклыми стеклами от карманных часов — собственных собственных и Гедеона Спилета. Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края глиной. У него вышло двояковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох возгорелся…»

 

Чудилось бы, все максимально просто. Но появляются сомнения в практической осуществимости идеи инженера Смита: вы попытайтесь налить в стекла воду и сложить их, чтоб вода при всем этом не вылилась. Быстрее всего, ничего не выйдет. Таковым методом можно заполнить внутреннее место меж стеклами только наполовину, что навряд ли сделает составное стекло увеличительным. Как быть?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Стекла от часов должны быть заполнены водой на сто процентов, чтоб получить увеличительное стекло, и они не должны быть заполнены водой на сто процентов, так как соединить заполненные стекла, не пролив воду, нереально.

 

РЕШЕНИЕ:

один из вариантов решения тщательно продемонстрирован в кинофильме «Загадочный полуостров капитана Немо». Инженер Смит сложил два пустых стекла, за ранее вставив вовнутрь две полых соломинки, чтоб их концы торчали наружу. Потом он аккуратненько обмазал совмещенные края стекол древесной смолой и расположил систему в воду, чтоб маленькая соломинка оставалась под водой, а длинноватая – над ее поверхностью. Через несколько минут вода полностью заполнила место меж 2-мя стеклами. Оставалось вытащить соломинки и замазать смолой крохотные отверстия.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «посредника»

Принцип подготовительного выполнения

Принцип частичного либо лишнего деяния

Принцип «применение композиционных материалов»

 

КОММЕНТАРИЙ:

В принципе, на теоретическом уровне вероятен и иной метод: соединить два стекла под водой и там же, в водянистой наружной среде, склеить их меж собой. Непонятно, вообщем, как будет вести себя в воде глина либо древесная смола, а вот залепить края стекол обыденным пластилином, видимо, вышло бы.

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ – детям 

 

2-ой пример использования второго варианта принципа:

ИСТОЧНИК:

Личная картотека создателя блога

 

СИТУАЦИЯ:

Как снять туго сидячее на пальце кольцо? время от времени таковая неувязка возникает у людей с нарушением кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных). Существует обычной метод – намылить палец под прохладной водой, но он не постоянно помогает. Как быть?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Палец должен быть узким, чтоб кольцо просто с него снялось, и палец должен быть толстым (по условию задачки).

 

РЕШЕНИЕ:

Со стороны кончика пальца подсуньте под кольцо иголку с грозной нитью ушком вперед; длина нити обязана быть около метра. Продерните маленький конец нити вослед за иглой, чтоб она размещалась с иной стороны кольца. Игла больше не нужна. Маленький краешек нити оставьте у основания пальца, а длиннющий конец плотно, виток к витку, намотайте на палец прямо за кольцом со стороны кончика пальца. Когда палец будет обмотан нитью, возьмите за маленький конец и начните разматывать нить винтовыми движениями. Кольцо, следуя за нитью, сойдет с пальца.

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «посредника»

 

КОММЕНТАРИЙ:

Из смешного рассказа:

— Ну как, твоим подругам понравилось кольцо, которое я для тебя подарил?

— Наиболее чем! Две из их его даже узнали…

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в быту

 

3-ий пример :

ИСТОЧНИК:

Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

 

СИТУАЦИЯ:

Иоганн Цукерторт, один из известнейших шахматистов 2-ой половины XIX века, как-то заключил пари с 2-мя иными гроссмейстерами — Стейницем и Блэкберном, которые были очевидно посильнее его. Сущность пари состояла в том, что Цукерторт проведет с мастерами сеанс одновременной игры втемную, набрав при всем этом не наименее 1-го очка. Чтоб выиграть спор, нужно иметь или один выигрыш, или две партии сыграть вничью. Цукерторт пари выиграл, но благодаря не шахматному искусству, а своей сообразительности. Как ему это удалось?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Цукерторт должен гарантированно одолеть 1-го из шахматистов либо свести обе партии к ничьей, чтоб выиграть пари, и не должен гарантированно одолеть либо свести обе партии к ничьей, так как он слабее всякого из игроков. 

 

РЕШЕНИЕ:

В качестве гарантии выигрыша Цукерторт употреблял… собственных врагов. Он не играл с каждым из мастеров, а просто передавал своим противникам ходы друг друга. Практически Блэкберн и Стейниц игрались меж собой, а Цукерторт был всего только посредником. Финал поединка был предрешен заблаговременно: ничья либо победа 1-го из гроссмейстеров была обеспечена, даже если б Цукерторт совершенно не умел играться в шахматы.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «посредника»

Принцип «направить вред в пользу»:

б) убрать вредный фактор за счет сложения с остальным вредным фактором

 

КОММЕНТАРИЙ:

Очень уникальный прием, которой быть может взят за базу и при решении остальных схожих задач. Имелось два вредных фактора, работающих против Цукерторта: это два противника, любой из которых превосходил его по мастерству. Заместо того чтоб биться с каждым фактором по отдельности, хитроумный шахматист сложил их, направив друг против друга. Результат – два источника вреда взаимно погасили друг друга.

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в играх

 

Источник