Три общих принципа разрешения противоречий

Разрешение противоречия — ключ к решению задачки. Но не много знать, что решение обязано удовлетворять несопоставимым, обратным требованиям. нужно знать, как это можно созодать.

В теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) понятно выше 50 приемов разрешения технических противоречий и 11 принципов разрешения физических противоречий. Большая часть из их применима только в технике. Мы же разглядим только три принципа, более общие и всепригодные.

1. «РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ«

Сущность принципа: если имеются два несопоставимых, обратных требования к одному объекту, то противоречие меж ними можно разрешить разделением их в пространстве; т.е. поделить объект на две части, любая из которых удовлетворяет одному из 2-ух требований, или наделить этими требованиями разные объекты.

задачка :

Величавый российский живописец В.В.Верещагин стремился, чтоб зрители его картин ощущали себя «участниками» изображаемых событий. Это предъявляло к картинам несопоставимые требования. Изображаемые действия должны изменяться, развиваться во времени, но картина это только застывшее мгновение. Как можно повысить степень действительности изображаемого?

В данной для нас задачке содержится противоречие: сюжет картины должен изменяться во времени, как того просит план, и сюжет не может изменяться, потому что мы имеем дело с картиной. Верещагин поделил эти обратные требования в пространстве меж несколькими картинами. История какого-нибудь действия изображалась в виде поочередных эпизодов на нескольких картинах (серия картин). Такие «серии» повествовали как о маленьких эпизодах, к примеру, серия из 3-х картин «На Шипке все тихо«, повествующая о катастрофической судьбе часового, позабытого на посту в зимнюю пургу, так и о таковых эпохальных событиях, как Российская война 1812года. Таковым образом, он на 10-ки лет предвосхитил главные принципы синематографа. Живописец присваивал настолько огромное продавать входящие в их картины.

Ещё одна задачка:

один из древних портов цивилизации равнины Инда — порт Лотхал (III тыс. лет до н.э.) — был размещен на северо-западном побережье Индии. В этом месте высота приливов добивается 9 метров! Во время отлива порт оказывался далековато на суше. За время прилива суда просто не могли успеть войти в порт, разгрузить продукты, опустить новейшие и опять выйти в море. Как мог работать оживленный морской порт в схожих критериях? Античные строители отыскали обычное решение, а вы можете?

Античные строители порта Лотхал столкнулись с остальным противоречием: уровень моря должен быть неизменным, чтоб нормально работал порт, и уровень должен очень изменяться, так как есть приливы. Их решение конкурирует с наилучшими гидротехническими сооружениями современности. порт был построен в виде огромного каменного бассейна, в которые во время прилива через шлюз входили корабли. Другими словами древнейшие инженеры разделили обратные требования меж 2-мя частями моря: одна часть оставалась в акватории порта, иная уходила с отливом

В один прекрасный момент к Эдисону пришел очередной кандидат. Он грезил изобрести всепригодный растворитель. Эдисон пристально выслушал его и улыбнулся: «Если ваша жидкость будет растворять полностью все, в чем все-таки она будет храниться?!»

В задачке о хранении всепригодного растворителя содержится противоречие: растворитель должен растворять стены посуды, потому что он всепригодный, и не должен растворять их, чтоб его можно было хранить. В согласовании с рассмотренным принципом, мы должны разнести брутальную жидкость и стены посуды в пространстве. От этого вида нетрудно перейти к определенному решению. Можно, к примеру, хранить растворитель в невесомости, или придать ему характеристики магнитной воды и подвесить в магнитной поле. Вероятны и остальные варианты.

А вот ещё задачка уже из области кулинарии.

Изготовление истинной каши — Искусство, доступное, как досадно бы это не звучало, не любому. Налил в кастрюлю воды больше положенного, и, заместо рассыпчатой каши получится водянистая размазня. Недолил воды, и выходит «сухая», недоваренная каша. Требуется усовершенствовать метод изготовления так, чтоб хоть какой неопытный повар мог сварить лучшую кашу. Как быть?

Противоречие задачки: воды в кастрюле обязано быть много, чтоб каша гарантированно сварилась, и воды обязано быть не много, чтоб каша не перевоплотился в размазню. Эти требования также можно поделить в пространстве, т.е. отделить в кастрюле воду от каши, и последнюю готовить на пару .

Решите без помощи других задачки 18, 19, используя принцип разделения противоречивых требований в пространстве.

задачка N18:

Во время Величавой Российскей войны командир 1-го торпедного катера получил приказ посадить ночкой разведчиков на сберегал, занятый противником. Последующей ночкой было надо возвратиться и забрать их.

Близко к берегу подступать недозволено — найдут! нужно спускать шлюпку далековато от берега, а потом забрать ее. Но как при возвращении в кромешной тьме отыскать далековато стоящий в море катер? На компас недозволено возлагать: в месте посадки проходит прибрежное течение, шлюпку может очень снести в сторону.

Сколько не раздумывал командир, а выходило, что единственный метод не сорвать важную операцию — зажечь на борту броский фонарь. Но тогда уж буквально найдут! Как быть?

задачка N19:

Скорость яхты можно значительно прирастить, если намного прирастить площадь парусов. Но при всем этом уменьшится устойчивость — даже легкий бриз опрокинет яхту. Утяжелить киль? Будет нужно прирастить водоизмещение яхты, а это доп сопротивление. Перевоплотить яхту в катамаран? снова повышение сопротивления движению.

нужно прирастить площадь парусов в 100 и наиболее раз, сохранив при всем этом высшую устойчивость яхты. Как быть?

Источник