одной из принципиальных задач родителей чтоб приготовить малышей к сложной взрослой жизни ,чтоб став взрослыми они не отчаивались и находили решения в затруднительных ситуациях. Потому предлагаю и для вас приобщать малышей к развитию у их креативного мышления .
один из последователей ТРИЗ Анатолий Гин дает для малышей младшего школьного возраста последующие задачки попытайтесь и вы решить их со своими детками.
Дубы для царя
В один прекрасный момент поехал правитель поглядеть на свое королевство.
Проезжает через лес, лицезреет – стоят на поляне 20
дубов, один другого краше. Обомлел правитель от удивления.
А позже и гласит слугам:
– Желаю, чтоб эти дубы у моего дворца росли.
Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ
есть приказ. Деньки и ночи задумывались королевские мастеровые,
а толку ни какого. Как повеление царя исполнить? Дались
ему эти дубы…
Подсказка.
Дубы переносить проблемно… Но уж
если правитель отдал приказ, чтоб у королевского дворца дубы
росли, – придется выполнить. Как?
«Может, высадить мелкие дубки, а правитель
подождет лет 100?
Ответ
Один мастеровой порекомендовал не дубы пересаживать ,а дворец новейший выстроить посреди дубов . Так и поступили. Правитель остался доволен. И дубы при дворце ,и дворец при царе.
жена по жребию
Жил-был правитель Косарь. И была у того царя краса-
вица дочь – царевна Зоренька. Однажды звездочет
предсказал царю, что растеряет он королевство свое, если
даст дочь замуж. Пришла пора Зореньке замуж идти.
Уж вот и 1-ые три жениха у ворот стоят. А краше
всех – принц Переяслав. Провозгласил правитель женихам
испытание – жребий тянуть. И вот собрался люд
на берегу реки.
– Два камня я положил в золотой сосуд, – ска зал правитель
Косарь. – один гранит белоснежный, иной гранит крас-
ный. Кто вынет белоснежный, тот получит царевну в супруги
и полцарства в придачу, а кто вынет крас ный – не сно-
сить тому головы.
Не испугались женихи, но не знали они, что правитель два
бардовых камня в сосуд положил. В 1-ый денек 1-ый
жених вынул красноватый гранит – и ему отрубили
голову. На иной денек со вторым женихом случилось
то же самое и полцарства в придачу, а кто вынет
красноватый – не сносить тому головы.
Не испугались женихи, но не знали они, что правитель два
бардовых камня в сосуд положил. В 1-ый денек -первый
жених вынул красноватый гранит – и ему отрубили
голову. На иной денек со вторым женихом случилось
то же самое.
Установилась очередь третьего жениха. Но полюбила
Зоренька Переяслава и тайком поведала ему о злом
королевском умысле.
Что все-таки созодать Переяславу? Отрешиться – означает, честь
убить и царевну утратить, не отрешиться – с жизнью
нужно прощаться.
Подсказка.
Переяслав понимает, что в сосуде два бардовых
камня.
«Может, ну ее, эту царевну? Если маковку
отрубят, на чем ушки носить?»
Ответ
на 3-ий денек подошёл Переяслав жребий тянуть
Опустил руку в сосуд, достал гранит и поднял
Зажатый в кулак жребий высоко над головой
– Понимаю, что правильно избрал, не желаю и глядеть на ка-
мень! – и с этими словами принц обширно размах нулся
и закинул гранит в реку.
– Что за гранит был у тебя в руке? – задал вопрос арбитр.
– Белоснежный. А не верите – так проверьте тот, что остал-
ся! – дал ответ Переяслав.
Созодать нечего, пришлось царю отдавать Зореньку
в супруги Переяславу, ведь в сосуде остался красноватый
гранит.
А чтоб и у вас взрослых было занятие предлагаю вспомянуть 6 ранее усвоенных приёмов ТРИЗ , также сверить собственный ответ с ранее предложенными для самостоятельного решения задачками №21и № 26.
И так
Приём № 1 и № 2— Уменьшение и приём Повышение усвоить было легко.
Приём № 3 — Объединение быть может применен 2-мя методами :
а) Соединить однородные либо созданные для смежных операций объекты.
б) Соединить во времени однородные либо смежные операции.
Примеры: Велик — тандем , микроскоп Линника
Приём № 4 — Напротив
а) Заместо деяния диктуемого критериями задачки , выполнить оборотное действие.
б) Создать передвигающуюся часть объекта либо наружной среды недвижной ,а не подвижную — подвижной .
в) Перевернуть объект в верх дном (ногами), либо выкрутить его навыворот .
Приём №5 — Дробления
а) Поделить объект на независящие части.
б) выполнить объект разборным
в) Прирастить степень дробления объекта
Примеры: вагоны поезда, цепь, авто прицепы.
Приём № 6 — Приём «заблаговременно подложенной подушечки»
Восполнить относительно невысокую надёжность объекта ,заблаговременно приготовленными аварийными средствами.
Вспомяните задачки и сверьте решение .
Задачка N21:
Туристы развели костер и поставили кипятиться котелок с водой для чая. Потом разбрелись по сторонам собирать ягоду, а котелок оставили без присмотра. Когда они возвратились, вся вода издавна выкипела…
Требуется обычное и полностью надежное устройство для предотвращения выкипания воды, и которое можно сделать на месте из средств находящихся под рукой. Оно не обязано тушить костер «в данное время«: чай приятно пить у костра, а не у тлеющих головешек. Как быть?
В задачке N21 требовалось предложить простейшее приспособление, предотвращающее выкипание воды в котелке, висячем над костром. ИКР задачки: котелок САМ снимается с костра опосля закипания воды. Фантастика? Попробуем рассудить. При кипении вода начинает испаряться, как следует общий вес котелка с водой миниатюризируется. Решение практически разумеется! Уравновесим висячий на перекладине котелок при помощи груза, как обыденный шлагбаум. При незначимом уменьшении количества воды равновесие нарушится, и котелок приподнимется над костром (см. рис.23). Кипение закончится.
задачка N26:
В 1925 году французский ас Рене Фонк заказал известному русскому авиаконструктору И.И.Сикорскому самолет для беспосадочного перелета через Атлантику. Самолет должен был нести большенный экипаж и большой припас горючего. Это добивалось усиления каркаса и вело к недопустимому повышению веса.
Сикорский решил не усиливать основа, а снабдить самолет доп шасси, которое бы принимало во время взлета значительную долю перегрузки. В воздухе нагрузку примут крылья, и шасси станет не необходимым: при высадке вес горючего очень уменьшится. Чем легче доп шасси, тем больше доп горючего можно взять на борт. Но очень легкое шасси не будет иметь достаточную крепкость. Как быть? В задачке содержится противоречие: самолет должен иметь доп шасси, чтоб оно принимало нагрузку во время старта, и он не обязан иметь доп шасси, чтоб в полете не нести никчемный груз.
Сикорский поделил противоречивые требования во времени: пусть доп шасси будет лишь во время разгона, а опосля взлета оно обязано быть отброшено. Был спроектирован особый механизм сброса доп шасси, но во время решающего старта он не сработал, произошла трагедия.
Противоречие разрешено правильно. В чем все-таки ошибка?! Видимо, вместе с преодолением противоречия, должен быть очередной аспект «свойства» решения творческой задачки.
Вернемся снова к задачке N 26 и сформулируем для отысканного решения ИКР (безупречный конечный итог): доп шасси САМО, без каких-то устройств, отделяется от самолета опосля взлета. В котором случае шасси непременно отвалится от самолета? Если не будет закреплено! к примеру, можно выполнить шасси в виде телеги, на которую свободно опирается самолет. Во время отрыва самолета от земли незакрепленная телега остается на взлетной полосе (см. рис.21). Сбрасывающего механизма нет (нечему сломаться), а шасси отделяется. Такие системы в ТРИЗ именуются безупречными.